(отрывок из книги Михаила Лежепекова «Получи то, что желаешь»)

Начну с истории, рассказанной одной из участниц моего семинара по теме «Почему ухудшается наша память?»:

«Где-то лет с двенадцати, в период летних школьных каникул, мама каждое утро, уходя в 7 часов на работу, будила меня и говорила: «Сходишь в магазин, купишь хлеба, сметаны». Я кивала в ответ, и засыпала. Проснувшись, я ничего не могла вспомнить, как будто «заклинило» мозги. Я ощущала себя полной «идиоткой»: о чем просила мама не помню, зато прекрасно помню, какие дела у нас с подружкой. И я начала битву: мама меня будит, а я ей: «Напиши на бумаге, что тебе нужно, потому что я ничего не помню». Но она упорно будила, и говорила, будила и говорила... Так продолжалось до тех пор, пока ей это не надоело. Она, уходя на работу, стала писать мне записку: «Купи хлеб и сметану». А я, естественно, решила, что мне удалось маму победить. Прошло много лет...

И вот однажды уже моя дочь начала проявлять похожую забывчивость. И я накинулась на нее с упреками: мол, она специально все забывает, если это касается домашних дел. Хотя, что там запоминать? Надо только пол пропылесосить и посуду вымыть. Деньги у меня просить на разные удовольствия она не забывает. И меня словно молния ударила: я же тоже в детстве забывала два простых слова «хлеб» и «сметана». Я не понимаю, почему так происходит? Когда я смотрю на дочь, мне кажется, что она это делает мне назло, но когда я вспоминаю себя, то помню, что забывала я на самом деле и потом даже раскаивалась».

В процессе диалога я объяснил ей, что ее забывчивость была проявлением банальной мести маме за то, что на каникулах «ребенку нужно отдыхать, а не озадачивать его домашней работой». Теперь подобная месть движет и ее дочерью. Найти поводы для мести детям легко, ведь воспитание они воспринимают как насилие и часто обижаются. А когда человек обиделся, у него сразу же рождается желание отомстить. Это – закон для эмоционального поведения. Но человек никогда не признаётся, что ему хочется отомстить обидчику, потому что это стыдно! Особенно, если обидчиком является близкий человек. Тогда это желание прячется в подсознании и проявляется вот в таких бытовых «мелочах».

Вернувшись домой с семинара, женщина стала следить за «склерозом» дочери и каждый раз спокойно объяснять ей причины этой внезапной забывчивости, и дочь все реже и реже стала забывать свои обязанности по дому. Бесстрессовое воспитание должно быть методичным процессом, тогда у родителя не будет рождаться агрессия (от мысли, что «мой ребенок должен все понимать с одного раза») и ощущение насилия от воспитания у ребенка пройдет.

Думаю, что эта история про забывчивость в быту многим знакома. С нечто подобным сталкивается каждый родитель. Но внезапная забывчивость поражает нас при всех формах отношений и в разном возрасте. Эта «болезнь» может приключиться где угодно: дома, на работе, в гостях, в магазине, на приеме у чиновника, в школе, на экзаменах... В общем-то ничего страшного, если бы эта привычка не провоцировала реальное заболевание – склероз. Вот почему мне представляется очень важным разоблачить ту самую силу, которая, по меткому выражению участницы семинара, «клинит» наши мозги.

Начнем с одного интересного научного эксперимента. Перед дрессированным шимпанзе и студентами университета загорался экран, где располагались цифры (от 1 до 9) в хаотичном порядке. Через некоторое время картинка менялась, и на месте этих цифр появлялись белые квадратики. Затем испытуемым нужно было нажать на клавиши с цифрами, таким образом, чтобы их порядок на экране был таким, какой им показывали первоначально. В результате эксперимента выяснилось, что шимпанзе быстрее, чем студенты, решал эту задачу. Почему у обезьяны в данном случае зрительная и кратковременная память оказалась лучше?

- Ее дрессировали и за правильные ответы давали банан.

- То есть, вы считаете, что обезьяне было выгодно правильно отвечать, а у студентов никакой выгоды не было?

- Думаю, да. Вот, если бы, за это зачеты в студенческую книжку ставили, они бы быстро все запоминали и вспоминали.

- Что ж, вы уловили суть проблемы: именно выгода активно вмешивается в работу нашей памяти. То, что людям выгодно, они хорошо делают, а, что не выгодно, или не делают совсем, или из рук вон плохо. Эта же сила делает и память весьма избирательной.

Я провел опрос в группе, состоящей из 50 мужчин и женщин, по теме: «Что мы забываем в своей повседневной жизни и чего никогда не забываем». Ночью нас разбуди, спроси – и мы ответим. Их ответы подтвердили мое открытие: на работу памяти влияет конкретная выгода. Судите сами: одни и те же ответы оказались в противоположных списках, в зависимости от того, что и кому было выгодно. Мужчины утверждали, что никогда не забывают всего, что связано с работой, а женщины чаще всего забывают именно это. Одни люди помнят про свои долги, другие нет. Кто-то не забывает ситуаций, где его выставили дураком (или дурой), а кто-то стер их из своей памяти. Мужчины плохо помнят, что нужно детям, женщины же, как правило, не забывают об этом. Даже день рождения мог оказаться в графе «не помню». Единственное, что помнят практически все – это день зарплаты и свои собственные материальные интересы.

- Мне не свойственно забывать о своих обязанностях по работе, как те женщины, о которых вы говорите. Хотя от своих коллег, когда они забывают что-то, только и слышу: «Ой, я закрутилась совсем!», или «Ох, я так устала!», или «Ах, у меня начинается склероз!»

- Значит, вам выгодно это помнить. Но общая тенденция такова. От многих мужчин, например, судя по жалобам их жен, только и слышишь, что они на работе сильно устают, поэтому дома уже ничего не помнят: ни что вещи свои надо в шкаф повесить, ни что посуду за собой помыть.

«Плохая» память, на которую многие люди жалуются, не имеет отношения ни к легкомысленности, ни к переутомлению, ни к старости. Здесь есть причина, по которой выгодно списывать свою забывчивость на что угодно, только не на правду, ведь хорошая память всегда прибавляет работы и ответственности.

На одном из «Мастер-классов» я развенчал миф, что женщины в некоторых областях глупее мужчин. Просто они в эти области не вникают, так как им это не выгодно, или не нужно. То есть мозг женщин по своей природе обрабатывает информацию не хуже, чем у мужчин. И я думал, что женщины обрадуются этому открытию. Но когда я увидел их «кислые» лица, то сначала удивился. А потом понял, что им это все не надо. И действительно, разве им выгодно быть не глупее мужчин? Раз они не глупее, они должны во все вникать и, значит, с них можно за все спросить и, значит, у них становится больше ответственности.

Поэтому у людей, которые не любят нести ответственность, вместо радости – что ухудшение памяти не связано с заболеванием, а с банальной выгодой – внутри рождается глухое сопротивление и сильная обида. Ведь только болезнью можно оправдать и свою лень, и желание, чтобы тебя не «нагружали».

Итак, мы вскрыли очень стыдную правду о самих себе – нам выгодно становиться забывчивыми, если мы преследуем цель переложить ответственность и неприятную для нас работу на других людей.

Например, на том же семинаре после того, как мы вскрыли эту правду, многие участники признались, что таким «склеротичным» образом избавились от многих нудных обязанностей по дому: кто-то из мужчин от оплаты коммунальных счетов – «теперь этим занимается жена»; кто-то в магазин за продуктами не ходит, потому что не помнит все, что нужно купить – «теперь дети бегают за овощами и молочными продуктами»...

- Михаил Михайлович, а что делать, если другим способом перераспределить обязанности по справедливости не получается?

- Казалось бы, что ничего страшного в этом нет, но помните, что надуманный «склероз» может перерасти в настоящий. Когда вам в детстве не хотелось идти в школу, например, вы же могли у себя вызвать температуру? Могли. Это многие про себя знают. Выгода может заставлять организм реагировать на удовлетворение ваших «не хочу». Но проблема в том, что человек не может контролировать организм, когда ему чуть-чуть приболеть, а когда пришло время остановиться. Чем чаще в мышлении используется эта выгодная схема («чтобы не делать что-то, мне нужно приболеть»), тем быстрее физический организм привыкает к химическим реакциям, которые вызваны этим желанием. Желание – это сильная эмоция и она всегда стремится к увеличению, поскольку по природе своей является для организма наркотиком. И дальше уже сам организм, поскольку подчиняется цикличности реакций, будет жаждать все больших химических доз и тем самым будет влиять на поведение и мысли человека. Мысль останется все той же: «Не хочу что-то делать», а у организма уже есть готовый рецепт, какую болезнь вызвать, чтобы решить эту задачу для своего хозяина, так как все нужные реакции записаны в схему выгоды. Но с каждым разом он будет не только силу эмоции увеличивать, но и сильнее ухудшать здоровье, так как истощены будут защитные силы и нервной системы, и иммунной. И однажды легкое недомогание превратится в хроническое и тяжелое заболевание. Поскольку организм не сразу тяжело заболевает, а идет к этому длительное время, то у человека и не возникает в голове причинно-следственной связи, что выгода через эмоцию приводит к реальной болезни...

Итак, продолжим разоблачать выгоду бытового «склероза». Расскажу один из самых распространенных случаев в моей практике.

Женщина средних лет, в разводе, мать троих взрослых детей. У нее – свой небольшой торговый бизнес. Обратилась с проблемой, что стала постоянно забывать важные вещи по работе: когда товар забрать со склада, когда сроки его оплаты, во сколько встречи с партнерами, какие суммы денег лежат на счетах в банке. Когда она забыла, куда положила отчетные финансовые документы, у нее началась паника. На мой вопрос: «Как думаете, какова причина вашей забывчивости и рассеянности?», она сходу ответила: «Склероз! Старею!» Чем, естественно, ни сколько меня не удивила. Однако простой тест показал, что с памятью у нее все в порядке. Как только я спросил ее про конфликт с детьми, она подробно стала описывать все ссоры с ними: когда они произошли, как дети ей хамили, сколько денег было потрачено на их удовольствия и развлечения, сколько раз они ее не поздравили с праздниками...

В процессе работы мы выяснили, что ей очень хотелось приобщить детей к своему бизнесу и снять с себя часть забот и ответственности. Но они помогать ей не хотели. И тогда она стала демонстрировать взрослым детям, что уже больна и работать не может, то есть стала «рассеянной и забывчивой». Но ее ждало большое разочарование – дети не кинулись помогать! И ей под натиском неоспоримых фактов пришлось признать, что такой «склероз» - не выгоден: результата, которого она ждала, не получила, а работать надо продолжать, да еще плохо соображая. Здесь можно отметить и то, что если дети неправильно воспитаны, им невыгодно видеть, что мать стареет и болеет. Они уже привыкли к тому, что деньги легко достаются от родительницы, и помогать ей они уже не будут.

Если у человека начинается ранний «склероз», значит для этого есть плодородная почва – конфликт в отношениях. И чем сильнее конфликт, тем чаще и обширнее происходит «выпадение» памяти у воюющих сторон. А с течением времени людям вообще начинает казаться, что они уже больны серьезно, потому что забывают не только мелочи, но и важные вещи.

- А почему она не могла поговорить с ними открыто и поставить ультиматум: или вы помогаете, или денег от меня не получите?

- Открытым текстом она с ними говорила и не раз. А вот ультиматум поставить не так просто. Только не из-за воспитательных целей, а из-за страха. Родители всегда больше боятся своих детей, чем дети родителей. Эту тему я подробно раскрываю в другой своей книге «7 шагов к счастью». Скажу в двух словах: пока дети маленькие, мы ведем себя так, будто они в семье главные, а потом «переломить» эту ситуацию уже трудно. Отстаивая свои права, дети начинают пугать родителей тем, что нанесут какой-нибудь вред своему здоровью (от обиды разболеются, или свяжутся с дурной компанией, со всеми вытекающими последствиями), а это – слабое место у родителей. А со взрослыми детьми родителям не хочется портить отношения, потому что они стареют и им неизбежно когда-нибудь понадобится от детей помощь. Поэтому ультиматумы чаще ставят дети, а не родители.

Если мы устали от работы, а возможности ее оставить нет, то нам нужны веские моральные оправдания нашего желания, и болезнь – одно из них. То есть мы сами у себя взращиваем реальный склероз.

- Значит, тенденция забывать что-то в воспитательных целях, или даже устроить свою жизнь за счет других, действительно может вызвать проблемы с памятью?

- Я думаю, что склероза, как медицинского диагноза, во многих случаях можно было бы избежать, если специально не поощрять ухудшение памяти. Обратите внимание, актеры и люди других творческих профессий, которым память необходима в профессиональной деятельности, сохраняют ясность ума до глубокой старости.

Тенденция забывать то, что делать не хочется, одинаково присуща всем. Говоря о выгоде, мы разоблачаем наши тайные желания, которые спрятаны глубоко в подсознании. Никто не сидит и не думает специально: «Как бы так все забыть, чтобы другие сделали за меня не любимую работу?». Выгода управляет нами на уровне подсознания и поэтому обладает безграничной властью над памятью. Ведь мы этот процесс умом не контролируем. Мы можем только отметить, что забывание становится нормой, но ничего, кроме испуга (а вдруг склероз?), у нас не рождается. Но как только мы разоблачили выгоду и ее больную суть, появляется шанс бросить игру в «старческий склероз».

- А что делать тем, у кого уже действительно проблема с памятью? Записывать?

- Есть вещи, которые делать необходимо, несмотря на то, что делать их очень не хочется. С недавних пор я тем, кого обучаю, рекомендую прибегать к помощи мобильных телефонов. Как только вы вспомнили, что вам нужно сделать то-то и то-то, сразу заносите эту информацию в телефон, не откладывая на потом, потому что через пять минут вы уже можете все забыть. Самое главное – в телефоне включите функцию «напоминания» (звуковой сигнал) для каждого дела. Тогда есть шанс, что ничего важного вы не пропустите. А значит, меньше будете себя ругать потом. И процесс пойдет в сторону уменьшения эмоций. Память от этого только выиграет. По крайней мере, хуже ей не станет. И это уже большое достижение.

Итак:

  • наша память избирательна, потому что ей выгодно помнить только то, что нам выгодно;
  • поэтому списывать ее ухудшение на раннюю старость и склероз – простое оправдание своей лени или нежелания работать;
  • заигравшись в бытовой «склероз», можно заболеть на самом деле.